A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful.
Самой младшей была дочь Софья (родилась в 1810 году, дата смерти неизвестна)....
Софья была воспитана на культе старшего брата. Павла она практически не знала...
...Через несколько недель после Бородинской битвы...сестра впервые попыталась принять... участие в семейных разговорах. "Сегодня утром, когда все собрались у меня на завтрак, Софи спросила о вас: "Где большой Паша? Братец Паша? Далеко?" = писала... Елизавета Ивановна. В последующие месяцы, судя по письмам матери, Софья будет "часто говорить о брате, передавать ему приветы" (В два года????)
К середине 1820-з годов Софья превратилась... в юную девушку, в "прелестное дитя ангельской красоты и кротости", как отзывалась о ней соседка Анастасия Колечинская. Софья была умна, хорошо образована...: сказывались уроки Елизаветы Ивановны, самостоятельно разработавшей для дочери учебную программа. Но образование, которое получила Софья, было исключительно книжным... И это в полной мере проявилось в ее отношениях с окружающими, в том числе со старшим братом.
После окончания войны Павел Пестель к родителям заезжал редко....Судя по семейной переписке, старший брат представлялся теперь девушке загадочным и далеким героем, бесприютным странником, лишенным семейного тепла. И она мечтала стать ему другом.
To be continued
Софья была воспитана на культе старшего брата. Павла она практически не знала...
...Через несколько недель после Бородинской битвы...сестра впервые попыталась принять... участие в семейных разговорах. "Сегодня утром, когда все собрались у меня на завтрак, Софи спросила о вас: "Где большой Паша? Братец Паша? Далеко?" = писала... Елизавета Ивановна. В последующие месяцы, судя по письмам матери, Софья будет "часто говорить о брате, передавать ему приветы" (В два года????)
К середине 1820-з годов Софья превратилась... в юную девушку, в "прелестное дитя ангельской красоты и кротости", как отзывалась о ней соседка Анастасия Колечинская. Софья была умна, хорошо образована...: сказывались уроки Елизаветы Ивановны, самостоятельно разработавшей для дочери учебную программа. Но образование, которое получила Софья, было исключительно книжным... И это в полной мере проявилось в ее отношениях с окружающими, в том числе со старшим братом.
После окончания войны Павел Пестель к родителям заезжал редко....Судя по семейной переписке, старший брат представлялся теперь девушке загадочным и далеким героем, бесприютным странником, лишенным семейного тепла. И она мечтала стать ему другом.
To be continued
И, честно говоря, по той же самой переписке у меня не осталось впечатления, что он ей кем-то таким представлялся, хотя стать ему другом она, конечно, хотела; и я не могу сказать, что она была воспитана на культе старшего брата - родители, конечно, совершили немало педагогических ошибок на эту тему, но, на мой взгляд, не с ней и не с Александром, а с Воло и Борисом.
Старший брат дарил ей подарки - он вообще, как мне кажется по той же переписке, любил и умел делать подарки, так вот, в этом списке канарейки (причем канарейки с интервалом в четыре года, он помнил про ее птиц и спрашивал про них), бюро, о котором она мечтала, есть еще дивное место, когда он с матерью обсуждает, какую помаду ей привезти из Петербурга (это 1824 год, Софье 14 лет), Елизавета Ивановна пишет, что не надо помады, подарите ей лучше ракетки с воланами, о которых она мечтает, в итоге приехало и то, и другое.
Киянская считает, что отношения между ними были "литературными", своего рода игрой, хотя и соглашается, что сестру Павел "действительно любил", но подтверждение этому почему-то находит только в письме, где тот просит отца завещать имение Софье.
Еще тоже деталька: это 1819 год, первая часть отставки, семья еще в Петербурге, но Иван Борисович больше не сибирский генерал-губернатор, это минус 6 тысяч годового дохода, очень серьезный удар по бюджету, учитывая, что родители все еще содержат всех сыновей. Они сидят с Елизаветой Ивановной и обсуждают, что делать, Софья тут же в комнате, обсуждают при ней, видимо, как-то не ожидая, что она будет вмешиваться. А она вдруг вмешивается и говорит, что придумала: "С этого дня она не будет пить чаю и не будет ужинать, и выйдет какая-нибудь экономия". Пауза, немая сцена.